Остались вопросы?Задайте их
в разделе
вопросы
Вопросов:7323
Ответов:31408
27 Май 2010
Тематика: профориентация, выбор профессии

Про талант

Загадка судьбы?
В школе Юра учился неважно. На собраниях у него допытывались: «Ну, говори, как ты собираешься жить дальше?» Юра бормотал: «Исправлюсь…» И садился на место, покачивая головой. Его осуждали: «Посмотрите, он еще рисуется!»
Прошли годы. Юра не сразу, но поступил в нефтяной институт, получил диплом. Правда, нефтяную промышленность он не поднимает. Он поднимает пищевую промышленность. У Юры фирма, он не беден, построил хороший дом, может поехать отдохнуть куда захочется. Но Юра не просто «хозяин», он трудится без передыха – и не от жадности, а потому, что расслабиться не дает чувство ответственности: работа не отпускает. Он и рад был бы не думать о ней, да не может.
Неужели в детстве ничто не предвещало такого поворота в судьбе стойкого троечника Юры? Предвещало. Но взрослые не заметили этого.
Однажды в школе перегорела электропроводка. Для ремонта нужен был кабель. В семидесятые годы обычным путем приобрести многие вещи было трудно, почти невозможно. Восьмиклассник Юра сказал директору, что сможет раздобыть нужный кабель. «А ты не украдешь?» – «Да нет, что вы, как вы могли такое подумать!» Юра обратился к знакомому, который работал на заводе электрооборудования, и тот ему принес (уж как-то достал) кусок кабеля.
Этот эпизод говорит о том, что Юра в свои четырнадцать лет был хозяйственный мужичок, что он умел видеть и слышать материальную нужду, что глаз его был нацелен на хозяйство, на «вещественные вещи», что Юра знал, где что производят, как надо договариваться, знал, как «делаются дела» и не боялся разговаривать со взрослыми.
Конечно, Юру поблагодарили (несколько удивленно: «Ну надо же!»), но отношения к нему не изменили. Дело-то было простое, сермяжное. Тогда «перспективными» считали способных к физике и математике детей. Способные к языкам или литературе шли по второй категории. Если же школьник оказывался склонным что-то делать руками – шить, строгать, сколачивать – он в расчет не принимался вовсе.
В одном классе с Юрой училась Таня – на одни только «пятерки». Она быстро соображала, у нее была отличная память. И хотя она была недружелюбна, язвительна и ее недолюбливали, в большом Танином будущем никто не сомневался. И вот Таня срезалась на экзамене в университете. Снова пробовать поступить не стала, чем безмерно удивила одноклассников и учителей. Нашла не требующую высокой квалификации работу на ближнем предприятии и остается там уже четверть века.
Неужели есть какие-то тайные силы рока, которые поднимают человека вверх или не дают ему подняться? И что же это за тайные силы?
Про Таню говорили: «Талант!» С ней связывали большие надежды. Про Юру такого не говорили, его отчислили из школы после восьмого класса.

Что движет человеком
Говоря о призвании и о будущем человека, к слову «талант» прибегают нередко, полагая, что талант – это и есть та сила, которая поднимает человека, делает его высоким профессионалом.
Что такое талант с психологической точки зрения? Я уже давно консультирую людей, помогая им выбрать профессию. И вот что я думаю об этом.
Если человек наделен инструментами для того, чтобы что-то делать, – значит, он способен это делать. У него чувствительные пальцы, глазомер, цветовое зрение, хорошая координация движений. Способен ли он вышивать? Способен. Значит, сможет, если захочет. А если такого желания нет? Тут уж больших серьезных достижений не ждите. Потому что большие достижения бывают только у тех, кто много работает, воспитывая у себя необходимые навыки, кто развивает свой вкус – читает о вышивании, ходит на выставки, общается с теми, кто увлечен вышиванием.
Что движет человеком, тратящим на это свое увлечение массу времени? Почему его руки все время тянутся к ниткам и иголкам? Никто в точности не знает. Один вдохновлен заразительным примером, другой стремится всех удивить, третий просто чувствует себя  лучше в уединенном занятии, четвертый испытывает удовольствие от одного осязания ткани.  
Так или иначе, выясняется: кто стал «маньяком» своего дела, тому и удалось создать вещи, которые оказались интересными для всех. Про этого человека и скажут в конце концов: «Это талант». Пока человек ничего не создал, о его таланте судить нельзя. Можно, конечно, предполагать, но и только.
Стоит ли жалеть о том, что ваш ребенок не проявляет усердия в деле, к которому он, казалось бы, способен? Наверное, не стоит. Возможно, его талант – в чем-то другом месте. Надо лишь понять, в каком.
Постарайтесь почувствовать, вокруг чего постоянно вертятся мысли ребенка и к чему тянутся его руки. И не мешают ли ваши или чьи-то еще действия естественным движениям его души и тела, его желаниям. Ведь когда желание есть, добиться можно многого – трудясь не покладая рук. Альберт Эйнштейн утверждал, что гений – это 90 процентов пота, а остальное – талант. Скорее всего, под словом «талант» он разумел способности и интерес к делу, побуждающий к бесконечному труду.
Не стоит говорить ребенку: «Ну куда тебе в драмкружок, у тебя же таланта нет!» Это было бы слишком ответственным (а если хотите – безответственным) заявлением. Ребенку интересно?  Пусть занимается тем, чем ему хочется. В копилку его жизненного опыта лягут новые впечатления; они станут питательной средой для занятий любимым делом. Всё сгодится, всё будет переработано активной душой.

Утро, день, вечер и ночь
Люди, как растения, расцветают в разное время. Вундеркинды – ранние цветы. Расцветают на заре жизни.
Далеко не все удивительные дети становятся выдающимися взрослыми. Почему так?
Может быть, потому, что не приучили себя к напряженному постоянству в труде. Чего стараться? И так ведь я лучше всех.
Может быть, потому, что взрослые достижения зависят не только от способности к тому или иному делу, но еще и от характера человека, от умения строить отношения с другими людьми.
А может быть, потому, что сильным растениям нужна и сильная почва: не только врожденные предпосылки, но и учение, и опыт, и переживания.
Лев Толстой закончил писать «Войну и мир» в 48 лет; он переписывал роман бессчетное количество раз, стремясь к совершенству.
Был ли Лева Толстой особенным мальчиком? Судя по «Детству», – да: чувствительный ребенок, очень впечатлительный. Но кто же предвидел в нем будущего великого писателя? Учиться Лев Николаевич поступил на математический факультет. Потом был армейским офицером. Потом женился, осел в имении и стал писать.
 
Сравнивать ребенка с другими детьми вредно
Почему? Потому что у каждого человека свой темп созревания.
Если ребенка сравнивают ребенка с другими детьми и сравнение выходит не в его пользу, это может развить в нем завистливость, недоброжелательное отношение к успехам сверстников, неуверенность в собственных силах.
А с кем же сравнивать? Ведь хочется же сравнивать!
Сравнивать надо ребенка с ним самим, каким он год, два года назад. Или со  старшими детьми. Не опасно приводить в пример героев книг, фильмов или реальных героев.
Стоит учить ребенка ставить перед собой цели и прописывать средства достижения этих целей. Цели хорошо бы как-то зафиксировать – скажем, с помощью ярких фломастеров на листе ватмана, прикрепленного к стене.
Лучше, если цели будут не пугающе тяжелыми, а посильными: если у ребенка по геометрии тройки, вероятнее всего, посильным для него станет получить четверки.

Закон Джеймса
Американский психолог Уильям Джеймс в XIX веке открыл закон, который гласит: если человек поставил себе высокую планку и не смог ее преодолеть, самооценка его снижается. Если же успехи соответствуют высоте планки, самооценка не страдает – человек доволен собой и не завидует чужим достижениям, а радуется им.
Стоит внимательно следить за тем, чтобы сегодня перед вашим ребенком стояли не слишком высокие цели, чтобы они были выше его теперешних возможностей, но ненамного. Достигнуты эти цели – ставьте новые, опять-таки слегка завышенные. И так постоянно, и так во всем, пока человек учится, пока он хочет развивать в себе какие-либо возможности. Такой подход позволяет двигаться вперед и в то же время не впадать в тревогу: «Нет, не справлюсь! Не смогу!».
Излишняя тревога, боязнь не справиться могут оттолкнуть ребенка от желания искать новое: ведь поиски нового и неизведанного связаны с риском оказаться неуспешным.
Можно и так сказать: человек с детства привыкает делать выбор в пользу безопасности или в пользу развития.
Развитие предполагает, как правило, риск, труд. Природа так устроила, что всё талантливое не родится без труда. «Непонятно, как сделано» – вот что хочется сказать про талантливое произведение. Видно, что сделано, а ниток не видать, они скрыты. Это достигается путем бесконечных усилий.
Разве ждал Петр Ильич Чайковский вдохновения? Нет. Он каждое утро садился за рояль и работал.

Автор: Эльмира Халимовна Давыдова, кандидат психологических наук, консультант по профориентации

перейти к профориентационным центрам

__________________________

Это может быть интересным:

Справочник профессий

Рейтинги профессий

Советы психолога по выбору профессии


Следите за важными новостями образования в нашей группе ВКонтакте:
Знаете ли вы...

Представителя какой профессии можно охарактеризовать как человека, который «изобретает велосипед»? Для него свойственны такие качества, как творчество, поиск, мечтательность, наблюдательность, аналитический ум.

Комментарии (0)

Оставить комментарий
Ваше имя:
Войти через: